top
logo

Поиск

-
Владимир Качан: "Не суетись" (интервью газете "Русская Германия" 2011 г.)

 

Талантливый человек талантлив во всём. Эта известная фраза применима и к народному артисту России Владимиру Качану. Актёр театра и кино, автор-исполнитель многих популярных песен, неизменный участник бардовских концертов, писатель. Как тут не вспомнить песню «Кавалергарды», которую он много лет назад исполнил в фильме «Звезда пленительного счастья»? Она до сих пор трогает сердца слушателей.



Владимир Андреевич, вы поступали в Щукинское училище, а каким образом стали студентом Латвийского университета?


– Когда в Риге гастролировал Вахтанговский театр, мне удалось попасть на прослушивание к актёру и режиссёру Владимиру Шлезингеру. Он играл в спектакле «Дамы и гусары». Уже загримированный, с большими усами, Владимир Георгиевич прослушал меня, и сказал, что я могу поступать сразу с третьего тура. Окрылённый таким успехом, я приехал в Щукинское училище и… провалился. Этюд, который назывался «приём у секретаря комсомольской организации» мне явно не удался, свою просьбу я так и не смог ему изложить. Пришлось возвращаться в Ригу. C отличием сдав экзамены, я поступил на филологический факультет Латвийского университета. Однако учился без всякого интереса, особенно не любил латынь, и преподавательница – суровая женщина, обещала рассчитаться со мной на экзамене. Но испытать столь огромную радость ей не довелось. В Щукинском училище объявили дополнительный набор, и несмотря на огромный конкурс, меня приняли. Кстати, вместе со мной поступили такие известные в будущем актёры, как Александр Кайдановский и Нина Русланова.

– Вашим соседом в студенческом общежитии оказался Леонид Филатов. Вы сразу подружились?

– Да. Я ещё не знал, что могу сочинять мелодии, а Лёня был уже почти состоявшимся поэтом, написавшим кипу стихов. Месяца через два появилась наша первая песня, которая называлась «Ночи зимние». Недавно вышел диск «Это было недавно», в него вошли песни, созданные в то время. Их исполняет мой сын и я, а комментирует Михаил Задорнов, который был свидетелем создания этих песен и с которым меня связывает многолетняя дружба. Миша учился в МАИ, но большую часть времени проводил с нами и получал заочное актёрское образование, которое в будущем пригодилось ему. Я слышал, что песня «Ленка» из этого диска попала в хит-парад, проходящий в Германии. Исполняет её одарённый парень, фамилии которого я не помню (певец и композитор Брендон Стоун. – А. О.), но близкие зовут его Бесик.

– Раз вы упомянули вашего сына, скажите, он действительно стал чемпионом мира по арт-фехтованию?

– Да, это произошло в Сан-Марино в 2008 году. Артистическое фехтование – красивый вид спорта, он существует уже около 20 лет. Команда, в которую вошёл Глеб, собралась спонтанно, но ребята придумали красочный, динамичный номер и завоевали золотые медали. В следующем году они стали чемпионами Европы. Обидно, что такие события у нас остались незамеченными, в то время пресса взахлёб писала о предстоящей Олимпиаде в Ванкувере, в которой наши спортсмены лавров не снискали.

– Когда я беседовал с Лией Ахеджаковой, она без всякой ностальгии говорила о ТЮЗе. А какие воспоминания об этом театре сохранились у вас?

– Я тоже не приемлю ностальгию, это непродуктивная тоска, которая ничего хорошего не приносит. Кто, идя вперёд, слишком часто оглядывается назад, тот рискует споткнуться и упасть. Дарю вам этот афоризм, придуманный не мной. (Улыбается.) Тем не менее ТЮЗ вспоминаю с теплотой, особенно спектакль «Я, бабушка, Илико и Илларион», в котором мы играли вместе с Ахеджаковой. Она блистательно исполнила роль бабушки. Однако Лия относится к ТЮЗу с некоторой долей снобизма и даже брезгливости. А напрасно! Нас и режиссёра Г. Лордкипанидзе выдвигали на Госпремию. Для меня роль Зурико была первой, отвечающей моему представлению о театре. С Лией мы потом пересекались и в кино, в фильме «Ниоткуда с любовью, или Весёлые похороны», снятом по повести Людмилы Улицкой.

– В знаменитом спектакле «Три мушкетёра» вы играли Д’Артаньяна. Вероятно, количество ваших поклонниц тогда многократно увеличилось?

– Их было море, и они толпились у театра с пластиковыми карточками, на которых красовалось моё изображение. Всё это смешило меня тогда, смешит и сейчас, потому что популярность не играет никакой роли.

– Вообще?!

– Вообще. В нашей стране при наличии определённых инвестиций популярным можно сделать любое г…о. Дайте для начала 150 тыс. долларов, и на телеканале Муз-ТВ или где-то ещё вам удастся раскрутить любую певичку. Через месяц она станет популярной, а вскоре о ней все забудут. И что стоит такая популярность? На Западе, насколько я знаю, добиться известности только за счёт денег невозможно. Нашим же новоиспечённым звёздам хочу посоветовать относиться к себе с большим чувством иронии. Я сначала обратился к актёрству, потом стал писать песни, а затем и книги. Одно время сочинял пародии – любимый народом жанр, я очень похоже показывал разных людей и был в нём весьма успешен. В этой области можно было совсем неплохо существовать. Но в какой-то момент я отказался от пародии, ведь театр и сочинение песен требуют особой сосредоточенности, внимания и начитанности. Впрочем, не только от меня, но и от слушателей тоже.

– А как вы попали в оркестр Леонида Утёсова?


– Утёсов в то время уже отошёл от дел, и оркестром руководил Григорий Певзнер. Когда-то он работал в оркестре «Рэро», и мы с Филатовым продали ему пару песен, которые в Грузии пользовались популярностью. Вероятно, Певзнер запомнил меня, моё исполнение и пригласил в оркестр Утёсова. Почти 7 лет я был солистом этого коллектива, параллельно работая в ТЮЗе. Потом Анатолий Эфрос позвал меня в свой театр, и дальше совмещать две профессии я уже не мог.

– Уже почти 20 лет вы работаете в театре «Школа современной пьесы». В каких спектаклях сейчас заняты?


– Я играю в двух пьесах Евгения Гришковца «Дом» и «Город» и сразу в трёх «Чайках»: Чехова, Акунина и в оперетте. Во всех трёх у меня один и тот же персонаж – Тригорин, но, к счастью, это совершенно разные роли. В чеховской «Чайке» моего героя интересует в основном литературный труд, у Акунина он гомосексуалист, а в оперетте бабник, этакий Антонио Бандерас для бедных. Но, пожалуй, главным событием для меня стало приглашение от режиссёра Кирилла Серебренникова в спектакль МХТ им. Чехова «Околоноля». Автором романа, по которому поставлен спектакль (Натан Дубовицкий, под чьим именем опубликован роман, скорее всего литературный псевдоним. – А. О.), считают первого заместителя руководителя администрации президента РФ Владислава Суркова. По крайней мере, на премьере он был. Мой герой грешник, а потом раскаявшийся, но абсолютно раздавленный человек. Спектакль жёсткий, но в нём присутствует и иронический взгляд на современную действительность. В главной роли – Анатолий Белый.

– Читал, что своим любимым фильмом вы называете «Время радости». Почему?

– У меня нет любимого фильма. А вот комедию с элементами драмы «Время радости» люблю, как и режиссёра этой картины Валеру Рожнова. Кстати, недавно я снялся у него в фильме «Назад в СССР», где моим партнёром был Марат Башаров. Я играю сталкера. У Василия Пичула сыграл врача в сериале «Фарфоровая свадьба». Кино – составная часть моей профессии.

– А как вы относитесь к картине «Звезда пленительного счастья», где исполнили знаменитую песню кавалергардов, музыку к которой на стихи Булата Окуджавы написал Исаак Шварц?

– Думаю, что фильм несколько растянут, но линия декабриста Анненкова, его замечательно сыграл Игорь Костолевский, режиссёром Владимиром Мотылём снята безупречно. Картина получилась романтичной, эмоциональной, с хорошим подбором актёров и романс «Кавалергарды», безусловно, украсил её.

– Любимого фильма, как выяснилось, у актёра Владимира Качана нет, но, может быть, из огромного количества песен, которые вы написали, есть особенно дорогая для вас?

– Любимая песня для меня обычно последняя, хотя иногда бываю разочарован и понимаю, что она не самая удачная. Когда-то давно я сочинил песню, вальс «Шер ами» о прощании белого офицера с родиной. За такую мелодию мне не стыдно, она выигрывает по сравнению с моими другими опусами на эту тему.

– Мне тоже очень нравится «Шер ами», великолепная мелодия и замечательные стихи Алексея Дидурова: «…Бог тебя простит, а меня – едва ль. Опусти вуаль, опусти». Говорят, что многие ваши песни считают народными или приписывают другим авторам. Это действительно так?

– Когда говорят, что песня народная, забывают, что у неё есть конкретный автор, Иванов, Сидоров или Рабинович, просто никто не знает его фамилии. Такие песни были и у нас с Филатовым, например, «Дневник прапорщика Смирнова», «Клавочка», «Оранжевый кот» и другие. Даже Саша Градский, исполняя нашу песню «Полицай», которую я ранее пел в оркестре Утёсова и которую очень любил Леонид Осипович, не зная кто её авторы. В прошлом году, когда мы вместе с Леонидом Ярмольником делали вечер, посвящённый памяти Леонида Филатова, Саша исполнил эту песню, по-моему, замечательно. Услышать её можно в Интернете.

– «Великому и ничтожному племени – артистам посвящается» – это эпиграф к вашей повести «Роковая Маруся». Как уживается в одном человеке столь противоречивые качества?

– Такое бывает сплошь и рядом. Разве вы не замечали, что людям присущи как положительные, так и отрицательные качества? Абсолютно плохие или безупречно хорошие люди встречаются крайне редко.

– Вашу повесть должны были экранизировать?


– Права на экранизацию у меня выкупил продюсер Дмитрий Месхиев (режиссёр фильмов «Свои», «Американка», «Женская собственность» и др. – А. О.). В договоре, который мы заключили, написано, что я не имею право вмешиваться в процесс создания сценария, и только если он мне совсем не понравится, могу снять свою фамилию с титров. Когда начнутся съёмки фильма, не знаю.

– С известным писателем-сатириком Михаилом Задорновым вы дружите со школьных времён. Вам не хотелось бы пригласить Михаила Николаевича для совместных выступлений в Германии?

– Я не считаю это правильным. Когда добрых друзей начинают связывать «производственные» отношения, ничем хорошим они не заканчиваются и дружба может дать трещину. У нас, к счастью, такого не возникало, но я не хочу обременять Мишу своими просьбами. Он человек занятый, и у каждого из нас свои дела. Если я предложу ему поехать вместе на гастроли в Германию, он будет считать обязанным, выполнить свой дружеский долг. Мне бы этого не хотелось.

– Афоризм вы мне уже подарили, а вот девиз ещё нет. Есть ли он у вас?


– Если бы у меня был герб, я написал бы на нём только два слова: «Не суетись».

 

Редакция благодарит Александра Лившица за содействие в организации интервью
© Александр Островский

[назад]

 

bottom

© 2017 Владимир Качан официальный сайт. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

Испытательная лаборатория ФЭУТ - аттестация рабочих мест по условиям труда.